Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Муниципальный район Чекмагушевский район Республики Башкортостан

О маркировке

18 Июня 2019
8
0

·         Что такое (ИС МОТП)?

ИС МОТП - информационная система маркировки и оборота табачной продукции.

·         Что такое система маркировки? Для чего она вводится в России?

Проблема нелегальной продукции остается крайне острой для России: доля незаконного оборота в легкой промышленности достигает 35%, на парфюмерном рынке 20%, на рынке лекарственных средств до 10%.

В первом квартале 2018 года доля нелегального рынка сигарет в России увеличилась до 7,7% против 4,6% годом ранее, следует из исследования аналитического агентства Kantar TNS.

В декабре 2017 г. Президент РФ В.Путин одобрил решение правительства о создании до 2024 г. национальной системы цифровой маркировки товаров на базе Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ).

ЦРПТ является совместным проектом ЮСМ («ЮэСэМ Технологии», 50%), госкорпорации Ростех (концерн «Автоматика», 25%) и «Элвис-Плюс групп» (25%).

Создаваемая центром система, получившая название Честный ЗНАК, позволяет эффективно бороться с контрафактом и контрабандой, защищает легальный бизнес, бренд добросовестного производителя и потребителей.

Единая система цифровой маркировки позволит бизнесу повысить производительность, совершенствовать логистические схемы, нарастить долю рынка и в конечном счете увеличить выручку:

o    за счет снижения доли контрабанды и контрафакта легальные производители увеличат долю и объемы производства на 5-50% в зависимости от товарной группы;

o    бизнес сможет перевести производство на Индустрию 4.0, на работу по принципу Just-in-Time. Получая в режиме онлайн данные о движении продукции, он будет оптимально планировать производство, снижать запасы и повышать оборачиваемость продукции;

o    бизнес сможет существенно экономить на логистике: при внедрении полного прослеживания получение производителем или логистической компанией актуального статистического материала о географии, интенсивности, сезонности продаж позволит перестроить логистические схемы, оптимизировать поставки и складские запасы;

o    бизнес наладит учет. Сейчас многие предприниматели не имеют собственных данных об остатках и кодах товаров на складах и в магазинах. Без правильного учета невозможно считать прибыль или планировать закупки, поэтому автоматизация поможет предпринимателям навести порядок в своем бизнесе;

o    бизнес перейдет на электронный документооборот. ЭДО радикально сокращает объем бумажных документов, которыми до сих пор активно обмениваются между собой российские компании и снизит издержки бизнеса и повысит производительность труда.

·         Кто и когда принял решение о введении маркировки табачной продукции в России? Какие государственные органы будут курировать эту систему?

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2017 г. № 1433 «О проведении эксперимента по маркировке табачной продукции средствами идентификации и мониторингу оборота табачной продукции» с 15 января 2018 г. на территории Российской Федерации проводится эксперимент, координацию которого осуществляет Минпромторг России.

С 1 марта 2019 года цифровая маркировка стала обязательной для табачной отрасли. Внесенные в ФЗ-15 изменения, утверждающие срок 1 марта 2019 г. как старт обязательной маркировки, подписаны президентом РФ В.Путиным 30 июля 2018 года.

·         Каковы сроки введения обязательной маркировки табака?

С 1 марта 2019 года началась обязательная регистрация производителей и торговых точек в Национальной системе цифровой маркировки Честный ЗНАК.

·         для регистрации в системе маркировки необходимо оставить заявку на странице Маркировки табака.

С 1 июля 2019 года будет прекращен выпуск немаркированной продукции.

·         при продаже сигарет на кассе нужно просканировать DataMatrix код с каждой пачки или блока. При продаже товара касса должна передать в ОФД информацию о том, что в чеке содержится маркируемая продукция;

·         поставка маркированных сигарет дистрибьютору, напрямую от производителя, будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.

С 1 июля 2020 года будет прекращен оборота немаркированной продукции.

·         поставка маркированных сигарет в розничную точку и субдистрибьютору будет сопровождаться электронными универсальными передаточными документами (УПД) с указанием кодов продукции при помощи систем электронного документооборота.

                        С какого числа организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачной продукции, должны:

— отправлять данные о розничной продаже табачной продукции в систему мониторинга; 
— отправлять данные о получении табачной продукции от поставщика в систему мониторинга; 
— продавать исключительно маркированную табачную продукцию.
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю табачной продукции, должны передавать в информационную систему мониторинга:

·         с 1 июля 2019 г. сведения о розничной продаже маркированной табачной продукции (сигарет и папирос), произведенной в Российской Федерации или ввезенной в Российскую Федерацию;

·         с 1 июля 2020 г. сведения о получении табачной продукции от поставщиков, а также о других операциях с табачной продукции, включая информацию о ее списании по основаниям, установленным законодательством.

Розничная продажа немаркированной табачной продукции, включая сигареты и папиросы, произведенной в Российской Федерации или ввезенной в Российскую Федерацию после до 1 июля 2019 г., может беспрепятственно осуществляться до 1 июля 2020 г.

С 1 июля 2020 г. допускается розничная продажа только маркированной табачной продукции.

                        Какую ответственность будут нести те, кто будет продавать немаркированную продукцию после 1 июля 2020 года?

С 1 июля 2019 г. за продажу немаркированных сигарет и папирос, произведенных после 1 июля 2019 г. может быть применена ответственность в соответствии со статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:

·         на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

·         на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения;

·         на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

                        Какую ответственность будут нести производители табачной продукции за производство немаркированных сигарет после 1 июля 2019 года?

Ответственность за производство немаркированной продукции предусмотрена статьей 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, а также с нарушением установленного порядка соответствующей маркировки и (или) нанесения информации — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

                        Каким образом розница в отдаленных местностях будет передавать данные в систему маркировки?

Предпринимателям, которые используют кассы без передачи данных в ОФД, будет необходимо 1 раз в 3 дня вносить данные о кодах проданных пачек в личный кабинет системы мониторинга.

                        Что такое пилотный проект, для чего он нужен?

Перед переходом к обязательной маркировке в каждой товарной группе проводятся пилотные проекты. Они необходимы для того, чтобы представители отрасли смогли в спокойном режиме вместе с оператором проекта подготовиться к работе с маркированной продукцией: адаптировать оборудование для печати кодов, обновить кассовое ПО и тд.

Именно пилотные проекты, которые должны начинаться не позднее, чем за год до начала обязательной маркировки позволяют отрасли подготовиться к ней и минимизировать издержки.

                        Будет ли взиматься какая-то плата за генерацию кодов с участников пилотного проекта? Что такое (ИС МОТП)?

На этапе пилотного проекта все участники получат доступ к системе, включая генерацию цифровых кодов маркировки и прослеживаемость их оборота, на безвозмездной основе.

                        Кто принимал участие в пилотном проекте по маркировке табака?

Участниками эксперимента были производители табачной продукции в России, выпускающие около 95% всей табачной продукции в стране – «Japan Tobacco International», «Philip Morris International», «British American Tobacco», «Imperial Tobacco», «Донской табак», «Korea Tomorrow & Global Corporation», «Union Tobacco Factory»); дистрибьюторы, через которых реализуется более 88% табачной продукции – ТК «Мегаполис», ГК «СНС»; организации розничной торговли – «X5 Retail Group», «Metro C&C», «Лента», «Магнит», «Дикси» и др.

                        Что изменится в работе каждого участника рынка после перехода на работу с маркированными табачными пачками?

Для участников рынка изменения будут минимальными.

Производителям нужно настроить процесс нанесения цифрового кода Data Matrix на пачках и блоках и линейного кода на коробах. Нанесенный на каждую единицу товара цифровой код будет сканироваться участниками торговой цепи. Информация о его передвижении будет передаваться в систему Честный ЗНАК.

Дистрибьюторы будут передавать сведения в систему маркировки в электронном виде через операторов электронного документооборота посредством универсального передаточного документа (УПД), который включает в себя товарную накладную и счет-фактуру. Данный документ разработан ФНС России и рекомендован к применению. Для тех, кто еще не перешел к работе с ЭДО, нужно будет это сделать.

После поступления товара в розницу при его реализации будет необходимо передавать информацию о продаже в систему маркировки Честный ЗНАК. Для этого на кассе нужно будет просканировать код с пачки, который будет автоматически передан в Честный ЗНАК через оператора фискальных данных, к которому подключена касса. За счет того, что в коде содержится GTIN продукции – достаточно просканировать только сам Data Matrix. Благодаря тому, что в системе уже содержатся данные о максимальной розничной цене, кассиру не придется вводить эту информацию на кассе.

Для розничных магазинов рекомендуется прочитать подробную информацию в разделе «Подготовка магазина к маркировке».

Напомним, что с 1 июля 2019 года все торговые точки будут оборудованы онлайн-кассами по требованиям 54-ФЗ и устанавливать дополнительное программное и аппаратное обеспечение как в ЕГАИС не потребуется. Расходы продавцов на адаптацию процессов для маркировки будут минимальными.

                        Ресурсы и оборудование, необходимые для внедрения системы маркировки и прослеживаемости табачной продукции:

Для работы с системой потребуется следующее техническое оборудование:

Производителям:

·         оборудование и ПО для сериализации и агрегации (если ранее не приобреталось);

·         регистраторы эмиссии кодов маркировки (оператором проекта Центр развития перспективных технологий предоставляет их бесплатно);

·         подключение к оператору электронного документооборота (если в ЭДО ранее не работали).

Дистрибьюторам и оптовикам:

·         подключение к оператору электронного документооборота (ЭДО) и цифровая подпись (если ранее не оформлялось).

Розничной точке:

·         2D сканер (если ранее он не закупался) и обновление программного обеспечения для уже установленной онлайн-кассы;

·         для розничных магазинов рекомендуется прочитать подробную информацию в разделе «Подготовка магазина к маркировке»;

Необходимые затраты для внедрения маркировки и прослеживаемости для разных групп участников рынка единовременные и постоянные:

Для производителей:

·         в случае отсутствия необходимого оборудования и ПО, производителям потребуется единоразово вложить от 6 до 15 млн рублей на производственную линию для его покупки и адаптации в зависимости от выбранной системы ERP;

·         регистратор эмиссии предоставляет ЦРПТ на бесплатной основе;

·         для оптовой продажи необходимо использование ЭДО для отправки первичных документов. Средний рыночный тариф за обработку одного документа в ЭДО - 5,4 руб. Средние годовые расходы на услуги ЭДО составят порядка 21 млн. руб. для крупных производителей и 0,7 для мелких.

Для дистрибьюторов и оптовиков:

В зависимости от масштаба бизнеса дистрибьютора или оптовика расходы за услуги ЭДО в год могут варьироваться (ниже приведена примерная оценка, исходя из среднего рыночного тарифа за обработку одного документа в ЭДО - 5,4 руб.):

·         у оптовиков с оборотом в 50 млн. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 270 тыс. рублей в год;

·         у дистрибьютеров с оборотом в 9 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 49 млн рублей в год;

·         у оптовиков с оборотом в 3 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 15 млн рублей в год;

·         у оптовиков с оборотом в 1 млрд. пачек в год расходы на ЭДО будут составлять до 5 млн рублей в год;

·         входящий трафик электронных документов не тарифицируется.

Для розничных магазинов:

·         в случае отсутствия у продавца 2D сканера будет необходимо единоразово инвестировать 4000 рублей в его приобретение;

·         для мелкой розницы может потребоваться установка обновленного кассового ПО для работы с маркированной продукцией. Поддержка кассового ПО – 7500/год. Данную информацию можно уточнить в сервисных центрах поставщиков кассового оборудования.

Необходимо отметить, что затраты на ЭДО окупаются за счет сокращения оборота бумажных документов и, следовательно, сокращения затрат связанных с печатью, пересылкой и хранением бумажных документов. Средняя стоимость бумажного документа составляет 20 рублей, что в 4 раза больше, чем стоимость электронного документа.

                        Я разработчик ПО и у меня есть предложение для оператора системы маркировки. Куда я могу обратиться?

Да, мы приглашаем к участию в проекте разработчиков решений, интеграторов и хотим сделать нашу систему максимально открытой, удобной и полезной для рынка. Направьте Ваши предложения на motp@crpt.ru.

                        Горячая линия для обращения участников рынка с вопросами по системе маркировки и прослеживаемости табачной продукции.


+7 (499) 350-8559, +7 (499) 350-8596
E-mail: motp@crpt.ru.